Просмотров: 772

Борисоглебск, авиабаза, ЯК-130

Подробности «Российская Газета»

letuny Курсанты воронежского военного учебно-научного центра начали изучение нового учебно-боевого самолета Як-130.
На учебную авиабазу в Воронежской области, где будущие летчики постепенно переходят от теории к практике, прилетели уже 22 «летающих компьютера» — так прозвали ЯК-130 за интеллект и возможности.
— Его с полным правом можно назвать самолетом пятого поколения. Превосходная аэродинамика и электронное оборудование позволяют смоделировать поведение разных типов воздушных судов: от истребителя до транспортного самолета, — заметил командир авиабазы Александр Грунь.
Если самолет — новейший, то авиабаза, более известная в ВВС как борисоглебское летное училище — напротив, одно из старейших в России заведений подобного рода. В числе его первых выпускников был Валерий Чкалов, чье имя теперь украшает титул вуза, а бюст — музей. Учился здесь и сын Чкалова Игорь, но был отчислен за неуспеваемость. А сын Чапаева Аркадий в Борисоглебске разбился…
Чтобы подобных ЧП было меньше, курсантов здесь учат «летать по рельсам» — то есть выдерживать заданные параметры: высоту, скорость, направление, ориентироваться в пространстве, читать приборы.
Теоретические навыки закрепляют на тренажерах. В теплом боксе стоит кабина самолета: с фонарем, ручкой управления и всеми положенными приборами. От кабины тянутся толстые электрические кабели. Мерно гудит электроника, на экране перед курсантом разворачивается панорама: леса, поля, аэродром за рекой.
— Это окрестности авиабазы Остров в Псковской области. Хотелось бы, конечно, показывать курсантам нашу местность, над которой они будут летать весной — но в комплекте поставки тренажера только Остров, — рассказал инструктор.
Он наклонился к микрофону: «Разворот влево с креном 20 градусов». Пятикурсник Антон Шмойлов в кабине отрепетовал команду, двинул ручку, панорама на экранах наклонилась и поползла вправо.
Нажав пару кнопок, инструктор поместил перед Антоном условного противника — его тоже изображает Як-130. Тронув мышку, передвинул самолет курсанта километров на 40 ближе к супостату. Вот бы на войне так… Вражеский Як летел смирно, не маневрировал и не отстреливался. Шмойлов поймал его в прицел и нажал на гашетку. Загрохотала пушка, к противнику устремилась снаряды. Як окутался дымом и свалился вниз.
Перед посадкой инструктор выключил Антону двигатель — тренажер позволяет моделировать и различные нештатные ситуации. Курсант снизился, набирая скорость, и благополучно приземлился.
На тренажере все просто — даже если самолет разобьется, достаточно перезапустить программу и можно лететь снова. Фонарь кабины реального Яка на крайний случай исчерчен лентой взрывчатки — при аварии стекло не отстреливается, как прежде, а разбивается взрывом. Это экономит секунды при катапультировании. «Только лицо расцарапает», — шутят летчики. Как оно на деле, к счастью, здесь пока не проверяли.
— Отличный самолет. Люди, которые его придумали, хорошо учили математику в школе — все просчитано, — сказал штурман эскадрильи Сергей Поздняков.
Он перегонял Як с завода в Иркутске. Перелет на пять тысяч километров с двумя посадками для дозаправки — в Новосибирске и Челябинске — занял 11 часов. Поскольку летели Яки вслед за солнцем, то вылетели в 12, а на место прибыли в 16 часов.
Борисоглебское училище окончили многие известные летчики: автор 22 мировых рекордов Владимир Коккинаки, Виктор Талалихин , впервые в истории выполнивший ночной таран. Здесь воспитали 272 Героя России и Советского Союза, 12 дважды Героев. Главнокомандующий ВВС Виктор Бондарев — тоже выпускник Борисоглебска. Немудрено, что первыми в России Як-130 поступили именно сюда.

Антон Валагин

Запись опубликована в рубрике Российская Газета с метками , , , , , , , , . Добавьте в закладки постоянную ссылку.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.