Просмотров: 4 821

Борисоглебская военно-воздушная академия, 90 лет.

Подробности «Российская Газета»

borisoglebsk Борисоглебской учебной авиабазе ВВС имени Чкалова — в прошлом известному на всю страну училищу летчиков, — исполнилось 90 лет. На юбилей приехали выпускники, преподаватели и три главнокомандующих военно-воздушными силами разных лет. Нынешний главком Виктор Бондарев окончил борисоглебское училище в 1981 году. На юбилей приехал и выпускник 83-го года, Герой России Сергей Богдан — летчик-испытатель, он представляет нашу страну на международных авиасалонах, в том числе на крайнем (летчики избегают слова «последний») салоне в Ле-Бурже.
Борисоглебское училище летчиков — одно из старейших в стране. Его окончили Валерий Чкалов, автор 22 мировых рекордов Владимир Коккинаки и Виктор Талалихин, впервые в истории выполнивший ночной таран. Здесь воспитали 272 Героя Советского союза и России, 12 дважды Героев. В конце 2012 года борисоглебские курсанты приступили к изучению новейшего учебно-боевого самолета Як-130, в апреле начали летать на нем. Прославленный вуз поздравили и летчики Липецкого авиацентра, у которого с Борисоглебском давние и тесные связи — пилотажная группа «Соколы России» во главе с начальником центра Александром Харчевским показала всем воздушный бой , а женщинам отдельно — военно-воздушные тюльпаны.
На земле
Праздник начался еще в Воронеже, где Виктор Бондарев наградил победителей конкурса профессионального мастерства военных летчиков «Авиадартс». Среди пилотов штурмовиков лучшими оказались два Алексея: Межарев и Хижняков, — с авиабазы Буденновск. У вертолетчиков первое место заняли экипажи Ми-24 с авиабазы Коренево: Андрей Скиданчук и его штурман Гаджимурат Курбанов, Станислав Шехурдин и Александр Митин. Помимо права поступления без экзаменов в военно-воздушную академию каждому досталось по увесистому тому «100 лет ВВС России», коллекции марок на ту же тему, книге маршала авиации Евгения Шапошникова «Выбор» и DVD «Праздничный концерт». Представитель Тульского КБ приборостроения, обеспечившего «Авиадартс» средствами ПВО, также наградил Алексея Межарева, сумевшего приблизиться к зенитному комплексу «Панцирь-С1» на минимальное расстояние и условно его уничтожить. А вручая подарок вертолетчикам, туляк сказал: «Я видел, как вы работали пушкой. Не забывайте, что она тоже сделана в нашем КБ». Кто-то из журналистов с чисто армейским юмором подарил Межареву настоящий дартс и предложил кинуть дротик. «А как же братья?» — смутился пилот штурмовика, имея в виде вертолетчиков. «По очереди кидать будете», — ответили ему. Межарев кинул и не попал.
— На эту чепуху времени не хватает, — прокомментировал Бондарев. — Лучше стрелять по земле.
При ближайшем рассмотрении оперение у дротиков оказалось из флагов США и Великобритании. «Флаги замените и пользуйтесь», — посоветовал главком и рассказал, что на соревнованиях танкистов, которые в августе пройдут под Москвой, авиация также будет задействована. Каждые два часа пара Ил-76 будет сбрасывать на трассы «Танкового биатлона» тонны воды, чтобы судьям и зрителям можно было разглядеть, чем занимаются «биатлонисты». Через 40 минут Виктор Бондарев был на 230 километров восточнее, в Борисоглебске. Поле надраенного аэродрома окружали празднично одетые горожане. Авиабаза здесь — градообразующее предприятие, с ним связана жизнь едва ли не каждой семьи: кто служил, кто служит, а иные собираются. После выноса знамени, рапортов и поздравления главкома — замполит военно-воздушной академии, не отрывая ладони от виска, локтем дирижировал ответным троекратным «Ура!» — были зачитаны праздничные приказы министра обороны, главкома и начальника академии. Отличившимся вручили медали «За воинскую доблесть» и подарки, кое с кого сняли ранее наложенные взыскания. Главком ВВС в 1991-1998 годах Петр Дейнекин подарил училищу икону Ильи Пророка, покровителя летчиков. Выпускник 84-го года отец Василий принял дар и перекрестил иконой собравшихся. Продолжающим работать отставникам Виктор Бондарев вручил медали «За трудовую доблесть». Многих он радостно узнавал — во времена его учебы они были летчиками-инструкторами, преподавателями и начальниками факультетов.
— Борисоглебское училище дало много героев, готовило и продолжает готовить воздушных бойцов. Выпускники училища защищали небо в тяжелые годы Великой Отечественной войны, с честью прошли Афганистан, принимали участие в боевых действиях в Чечне и Таджикистане. И сейчас летчики из Борисоглебска с честью и достоинством служат в наших военно-воздушных силах, — отметил главком. — К сожалению, в свое время училище было сокращено, но я надеюсь, пройдет совсем немного времени, и мы сумеем возродить его.
В воздухе
В 11 часов из Липецка прилетели «Соколы России». Шесть тяжелых истребителей Су-27, выстроившись клином, как приклеенные, синхронно выполняли фигуры высшего пилотажа. «Расстояние между самолетами всего четыре метра. Во время выполнения маневров летчик смотрит только на своего ведущего, — пояснил комментатор. — А сейчас специально для прекрасных дам — роспуск «Тюльпан»! Самолеты снизились до 200 метров и разошлись над аэродромом грохочущим цветком. Зрительницы зааплодировали.
— Мы смотрим со стороны, а им нужно преодолевать страх! — всплеснула руками красивая черноволосая девушка в белом платье. Ее подруга, не отрывая глаз от неба, показала ладонью: не мешай смотреть.
Выполняя «колокол», самолет начальника Липецкого авиацентра Александра Харчевского вертикально поднялся в небо, замер там и, разворачиваясь носом к земле и переходя в пикирование, выпустил веер красных ракет. Потом прошел над аэродромом на крошечной для истребителя скорости — 170 километров в час! — подняв самолет на дыбы, как цирковую лошадь. Такую скорость летчики называют «меньше эвалютивной», т.е. необходимой для удержания самолета в воздухе. Показанный Харчевским трюк требует от пилота не только мастерства, но и отваги. Под «Одинокого пастуха» истребители вальсировали в голубом небе и я, кажется, понял, почему Харчевский — генерал и начальник крупного центра со множеством боевых и административных забот, — с такой готовностью участвует в авиашоу (помимо показов на учениях и государственных праздниках, «Соколы России» украшали небо двух десятков городов и республик). Потому что летать — это здорово. С неба сыпались парашютисты — участники сборной ВВС. Радиоуправляемые модели крутили фигуры высшего пилотажа — круче «Соколов», что в кабинах самолетиков не было людей, чьи возможности ограничены перегрузками. Старых воздушных асов, ветеранов училища особенно умиляло, что приземлившиеся модели, как собачонки, подъезжали к ногам и разворачивались. Некоторые даже тянулись их погладить. Гости тем временем переехали в училище, возложили цветы к памятникам Чкалову и летчикам, погибшим в сражениях Великой отечественной. Зашли в музей и учебный класс, где курсант на тренажере отрабатывал пилотаж Як-130. На огромном, во всю стену экране, плыл ландшафт. Курсант заложил крутой вираж, ландшафт встал на дыбы, а на высотометре цифры стремительно побежали вниз. «Летать любит, особенно пикировать», — улыбнулся Сергей Богдан. На салоне в Ле-Бурже он показывал Су-35С в запредельных режимах. В столовой накрывали столы для праздничного обеда. У входа остатки училищного оркестра — седоголовые старики — выдували из старых труб военно-воздушные марши.
— Борисоглебское училище летчиков будет жить и развиваться. — сказал бывший начальник вуза и главком ВВС Владимир Михайлов. — Оно должно стать мощнейшей авиабазой, где молодые пилоты будут обучаться полетам на самолетах Як-130 и где должен быть создан современный центр сервисного обслуживания этих самолетов.
На опустевшем аэродроме красный Як-130, управляемый по радио, все крутил и крутил над полосой петли Нестерова. Потому что летать — это здорово.

Антон Валагин

Запись опубликована в рубрике Российская Газета с метками , , , , , , , , , , , , , , , , . Добавьте в закладки постоянную ссылку.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *